Куда уходят деньги перевозчика: воронка расходов

Рассказываем об основных категориях расходов грузоперевозчиков: сколько занимает каждый вид трат
и сколько придется отдать предпринимателю. Считать расходы нам будет помогать вымышленная транспортная компания «КарГо», которая хочет взять свои финансы под контроль.
03.10.2024
Первая задача грузоперевозчика —
купить главный инструмент заработка, то есть сцепку или грузовик. «КарГо» взяли их в лизинг — это долгосрочная аренда с возможностью дальнейшего выкупа.

Лизинг

Для бизнеса такая финансовая услуга выгоднее единоразовой покупки, когда надо одномоментно взять из оборота крупную сумму, или кредита, где ставки обычно более высокие.
Еще одно преимущество: можно расторгнуть договор с компанией, которая сдала вам в аренду транспортное средство. А вот продать купленное в кредит сложнее.
Процент по лизингу выплачивается каждый месяц около 5 лет для одного ТС. Это нужно заложить в ежемесячные платежи.
Итого: 51 тысяча в месяц на одно ТС.
В пути может произойти что угодно — транспортное средство нужно застраховать, чтобы в случае аварий или поломок можно было возместить ущерб. Посмотрим, какие варианты есть у "КарГо".

Страхование

Итоговая сумма, которую вы потратите, зависит от множества факторов: регион или город, мощность фуры и её возраст, стаж водителя, срок страхования.

Оплачивать и ОСАГО, и Каско нужно раз в год. Вариант с полисом на один, три или шесть месяцев тоже есть — но это выгодно, только если машиной не пользуются постоянно. Так как раз в год «КарГо» должна будет выплатить довольно существенную сумму, стоит откладывать эти деньги регулярно, каждый месяц, — чтобы к моменту продления полиса нужная сумма не ударила по бюджету.

Другая категория расходов — страхование ответственности перевозчика, например за сохранность груза, соблюдение условий договора, причинение грузом вреда жизни и здоровью, непредвиденные расходы. Важно: ответственность перевозчика наступает независимо от того, виноват он или нет.

Еще стоит позаботиться о страховании грузов во время перевозки. Можно оформить страховку на каждый рейс, получится небольшая сумма от 150 до 800 рублей.

Итого: примерно 51 тысяча в месяц на одно ТС.
ОСАГО — полис обязательного страхования, он страхует ответственность виновника ДТП. В случае аварии страховая возместит ущерб пострадавшим: согласует ремонт или предложит единоразовую денежную выплату.
Каско — добровольный вид страхования. Тут страхуется уже само транспортное средство — неважно, кто виноват в аварии. Каско можно настроить под себя и выбрать страховые случаи: угон, ремонт, поджог и другие.

Топливо

Это самая большая категория расходов. Рассчитать траты на целый год получится с трудом: этому мешают меняющиеся цены на топливо. На них влияют разные факторы, в том числе инфляция, наличие нужных объемов на рынке и сезонность. Например, зимой цены выше из-за того, что в продажу поступает сорт дизеля, который не замерзает при низких температурах.
В «КарГо» посчитали, сколько придется отдавать в день на одну машину. Точную сумму заранее назвать нельзя, но важно понимать примерные траты, чтобы планировать день.
Если взять средний пробег в 750 км, значит, фура тратит 240 литров дизеля в день. Учитывая стоимость за литр, сумма в день — 15 600. Если предположить, что сцепка используется 25 дней в месяц, то получится 390 тысяч рублей.
Итого: 390 тысяч в месяц на одно ТС.
Данные в таблице приведены на сентябрь 2024 г.
Стоимость дизельного топлива за литр
65 рублей
Пробег в день
600-900 км
Расход топлива на 100 км
32 литра
С 2015 года все транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн, обязаны платить за использование дорог федерального значения. В 2024 году тариф составляет 3,05 рубля за километр пути.

«Платон» и платные дороги

Отчитаться можно с помощью бортового устройства, которое фиксирует маршрут с использованием ГЛОНАСС, а списание денег происходит автоматически. Другой вариант — составить маршрутную карту и передать ее в личном кабинете системы «Платон», а оплату совершить самостоятельно в течение 24 часов.
Платные дороги — еще одна статья расходов. Чтобы быстрее добираться до пункта назначения, можно воспользоваться платными трассами, которые значительно сэкономят время. Водителям не придется ездить через населенные пункты и снижать скорость.
У «КарГо» как раз есть регулярный маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга по трассе М-11. Она состоит из двух участков: Москва—Солнечногорск и Солнечногорск—Санкт-Петербург. Тарифы отличаются в зависимости от дня недели и времени.
За поездку в одну сторону по максимальному тарифу придется заплатить 9830 рублей: 3300 до Солнечногорска и 6530 до Петербурга. Обратно — столько же, то есть всего 19 660 рублей. Водители «КарГо» совершают четыре рейса в месяц по М-11: на это уходит 78 640 рублей.
Итого: 119 тысяч рублей в месяц.
В «КарГо» уже посчитали, что в день их фура проезжает около 750 км. Значит, на «Платон» уйдет около 1400 рублей в день, или до 41 тысячи рублей в месяц. Пока что индексация тарифа происходит раз в год, так что к повышению цен стоит быть готовыми.
В эту категорию входит фонд оплаты труда, а также расходы на водителя в рейсе.

Расходы на водителей

Оплата труда — трудный вопрос для любого предпринимателя. Владельцам «КарГо» предстоят сложные решения: с одной стороны, водителей важно мотивировать адекватной оплатой труда, с другой стороны, сохранить баланс расходов.
Оплату можно производить сдельно (за 1 км пути), по временной системе (за час или день) или установить фиксированную выплату в месяц.
Чтобы водителям было комфортно в рейсе, нужно позаботиться о придорожных услугах, которые могут им понадобится. Собрали в таблицу примерные цены по данным Мультисервиса на август 2024 года.
Кроме заработной платы, в фонд оплаты труда входят другие расходы: премии, отпускные, пособия и компенсации. А еще нужно учесть НДФЛ и страховые взносы в Социальный фонд России: их работодатель выплачивает с каждого сотрудника.
В «КарГо» установили фиксированную заработную плату на одного водителя: 130 тысяч рублей.
Техническое обслуживание тягача можно предусмотреть и выделить на него время и деньги из бюджета, но внезапные поломки — это непредвиденные расходы, которые перевозчик не сможет контролировать. Также небольшой процент трат занимает замена шин, в том числе в зимний период (около 35 тысяч рублей).
Хорошая диагностика поможет вовремя предотвратить более крупные расходы, но у предпринимателя должен быть резервный фонд — деньги в запасе, которые он сможет выделить на ремонт.
Итого: 285 тысяч рублей.

Ремонт и техническое обслуживание

Сюда входит оплата работы бухгалтера, логиста и юриста, аренда офиса и коммунальные платежи, затраты на рекламу.
Мы посчитали сумму из расчета на одно ТС, чтобы упростить ведение календаря. Вы можете рассчитать итоговое значение и другим способом: просто поставить общую сумму, разбив ее по дням недели или по тем дням, в которые производится оплата.
Итого: 210 тысяч рублей.
Администра-тивные расходы

Административные расходы

По нашим грубым подсчетам компания «КарГо» в месяц тратит 1 миллион 445 тысяч рублей на одно транспортное средство.
Как видим, расходов много, как и переменных, от которых они зависят. Запутаться просто, если не вести учет финансовых потоков организации. Выручает платежный календарь — специальный инструмент, в который предприниматель может занести все свои расходы и следить, чтобы они не были больше доходов. Получить шаблон календаря и инструкцию можно в этой статье.

Итоговая сумма

Поделиться
Анна Кулдошина
Автор статьи

Читайте также

11.07.2024
Платежный календарь: управление финансами в логистической компании